Свет 

Усовершенствование способов получения голограмм

(Начало исследований Дениса Габора  читайте здесь)

Насколько, оказывается, больше пользы может принести один когерентный луч, чем множество случайных лучей, хаотично и беспорядочно летящих из лампочки или от нашего ласкового Солнца! Как здесь не вспомнить слова американского поэта-отшельника Генри Торо, который полжизни провел в уединении лесов и полей: «По-моему, лучше одному сидеть на тыкве, чем тесниться с другими на бархатной подушке…»

Д. Габор понимал, что его идея может привести к перевороту если не в электронной технике, то в фотографии. Но в те годы в распоряжении ученых, к сожалению, было очень мало источников когерентного света. Габор со своими сотрудниками выбрал для опытов наиболее мощный из них: ртутную лампу высокого давления.

Из излучения лампы с помощью черного экрана с очень маленьким отверстием (диаметром всего 3 микрона) был «вырезан» пучок света, про который можно было с некоторой осторожностью сказать, что у всех лучей, его составляющих, форма световой волны почти одинаковая. Д. Габор сфотографировал фамилии классиков оптики: Гюйгенса, Юнга, Френеля, написанные на пластинке диаметром около 1 мм. Пластинка находилась в 1 см от черного экрана. Время засветки, правда, составляло несколько часов — свет все же был слабый.

На проявленные затем фотопластинки, на которых ничего, кроме хаотично расположенных светлых и темных пятен, разобрать было нельзя, вновь направили пучок когерентного света, и в воздухе за фотопластинкой возникли еще не очень четкие, но легко читаемые имена: Гюйгенс, Юнг, Френель!

Возможность практического осуществления метода голографии была доказана, но настоящий триумф пришел к идее Габора лишь с изобретением мощных источников когерентного света — лазеров.

Герой «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова, автор прекрасного романа, только что сожженного им, уговаривает себя и читателей, что рукописи не горят. Он имел в виду, конечно, бессмертные рукописи… История открытия и второго рождения голографии убеждает нас, что яркие научные идеи тоже не исчезают бесследно.

В 60-х годах нашего столетия американские ученые Лейт и Упатниекс получили четкие голограммы, используя интенсивное красное излучение гелий-неонового газового лазера. Они посылали с помощью отклоняющего зеркала лазерный луч на освещаемый предмет и одновременно направляли так называемый опорный лазерный луч непосредственно на фотопластинку, где он встречался с отраженными от предмета лучами, давая четкую интерференционную картину в тонком слое фотоэмульсии. Рассматривать фотопластинки-голограммы надо было в красных лучах того же газового лазера…

В 1962 году советский ученый Ю. Н. Денисюк внес несколько важных изменений в методику получения голограмм: он предложил посылать лазерные лучи на фотопластинку с обеих сторон и создавать скрытое интерференционное изображение в сравнительно толстых фоточувствительных слоях.

В этих букетах, нарисованных на плоскости картона и холста, тонко переданы оттенки цвета.Но только с помощью лазерной голографической установки удается получить картины,точно воспроизводящие не только окраску, но и объем окружающих предметов.

Голограммы, снятые способом Ю. Н. Денисюка, можно освещать при разглядывании уже не лазерным, а обычным солнечным светом — такие фотопластинки из множества лучей сами выделяют те, которые были использованы при получении голограммы.

На выставке в Херсонесе я видел сделанные по методу Ю. Н. Денисюка голографические фотографии в темном зале. В свете даже обычных осветительных ламп золотые изделия древних мастеров было трудно отличить от подлинных…

На одной фотопластинке с толстым слоем фотоэмульсии можно с помощью трех лазеров получить голограмму в трех дополнительных цветах — зеленом, желтом и красном, что позволяет затем, при рассматривании голограммы в естественном солнечном свете, видеть не только объемные, но и цветные изображения предметов!

Источник: Марк Колтун “Мир физики“.

Читать далее