Костюм XVIII века 

Ткани XVIII века

Французские шелка

В XVII веке в моде доминировали итальянские шелка, но в XVIII веке особенного развития получает ткацкое ремесло во Франции.

Правительство всячески поддерживало и финансировало изобретения новых ткацких станков и усовершенствование технологий покраски тканей. Французский шелк, производимый на мануфактурах Лиона, скоро вытеснил итальянские ткани и очень широко использовался для изготовления нарядов придворных дам короля Франции. Всем известная фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур изображена на многих картинах в изумительных платьях, изготовленных из первоклассного шелка.

Одним из популярных видов шелка был chine – ткань с рисунком, напоминающим акварель. Техника изготовления ткани была довольно сложной, потому в Европе она производилась только во Франции. Рисунок набивался на основу ткани перед началом тканья, благодаря чему получался очень легким и воздушным. Chine часто использовался для шитья пышных летних нарядов и в середине XVIII века его часто называли «тафтой Помпадур», так как мадам де Помпадур очень любила платья из этого материала.

Благодаря развитию ткацкого ремесла во Франции стало возможным изготавливать ткани с разнообразными рисунками, узорами из кружев, лент и гирлянд. Шились также наряды из простеганного материала.

С начала 1770-х распространение получили ткани в полоску. Нередко шились мужские и женские наряды из тканей в вертикальную полоску двух цветов. Эта мода продержалась также и в период Французской революции.

Восточное влияние на европейский стиль XVIII века

В XVII веке в Европе стали популярными китайские мотивы. Гостиные украшались китайской мебелью и фарфором, в садах росли экзотические деревья, художники вдохновлялись пейзажами востока. В XVIII веке мода на все китайское – «chinoiserie» – перешла и на одежду. Стали популярными ткани с асимметрическими узорами и необычными для Европы цветовыми гаммами, яркие шелка, «пекинская полоска», вышивка «ungen», нанке (желтая хлопчатобумажная ткань, производившаяся в китайском городе Нанкин). Появившиеся еще в XVI веке складывающиеся восточные веера, снова стали необходимым аксессуаром туалета светской дамы.

Пик увлечения всем японским в Европе пришелся на XIX век, но уже в XVIII столетии импортировались японские кимоно, которые мужчины носили в качестве домашней одежды.

Наладилось производство ткани «indienne» – индийского вощеного ситца, который использовался для изготовления костюмов в восточном стиле.Эта хлопчатобумажная ткань с набивным рисунком или же окрашенная, была такой популярной в XVII веке, что правительство наложило ограничения на ее импорт и производство. Когда же в 1759 году запрет был снят, началось бурное развитие промышленности по производству набивных тканей. Хлопчатобумажная ткань с набивным рисунком стоила значительно дешевле, чем шелк, что скоро сделало ее очень популярной. Из нее шили не только одежду, но также использовали для украшения интерьеров.

Одним из самых популярных производителей набивных тканей был Кристоф П. Оберкампф, который основал в Жуи (пригороде Версаля) производство. Материалы с рисунком, производимые им, носили название «жуй». Фабрикант использовал у себя на фабрике последние достижения в области физики и химии и даже изобрел новый способ нанесения рисунка на ткань, заменив традиционные методы окрашивания.

Статья подготовлена по материалам книги: Фукай Акико, Суо Тамами “История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото”, 2003

Читать далее