Русский костюм 

Одежда скифов и алтайцев

НАХОДКИ В КУРГАНАХ ЮЖНОРУССКИХ СТЕПЕЙ. КОСТЮМ СКИФОВ

Древнейшими культурами, обнаруженными археологическими раскопками на территории нашей страны, являются культуры скифов, славян, народов Алтая и Сибири. Племена скифов, земледельцев и скотоводов, кочевали в VII — III вв. до н. э. в южных степях европейской части современной территории Советского Союза.

Образ жизни скифов, их быт, внешнее изображение описывали греческие античные историки, в частности Геродот (V в. до н. э.). Из этих описаний следует, что скифы были белокурым, голубоглазым народом, искусными наездниками и отличными стрелками. Причерноморские скифы испытывали большое влияние античной греческой культуры, заимствовали многие внешние формы быта греков.

Более двухсот лет тому назад учеными-археологами были начаты раскопки так называемых скифских курганов — мест захоронения знатных скифов. Изучение их продолжается и в наши дни. В скифских курганах Поднепровья и Крыма (Солоха, Чертомлык, Куль-Оба) обнаружены ценнейшие предметы материальной культуры, позволяющие представить внешний облик и форму костюма народа этих древних племен.

К ним относятся золотой гребень с фигурами сражающихся воинов, серебряная ваза для вина, украшенная рельефом с изображением укрощения коней, золотая ваза с изображением скифов на привале, золотая пектораль и др.

Мужской костюм состоял из короткого и узкого распашного мехового кафтана мехом внутрь с поясом на талии, с большим запахом и длинных штанов, меховых или войлочных, суженных книзу и заправленных в сапоги. На голове — остроконечная шапка с назатыльником из кожи или войлока, опускающимся на плечи, на ногах — мягкие кожаные сапоги без подметок и каблуков, перехваченные на щиколотках ремешками (рис. 138). Иногда костюм дополнял короткий плащ, накинутый на одно или оба плеча.

Из материалов применяли льняные ткани, мех, кожу, войлок.

Мужчины скифы носили длинные волосы, бороду и усы.

Женский костюм повторял основные формы мужского.

Высокого искусства достигли скифы в изготовлении ювелирных изделий. Выполненные из золота, серебра, электра (сплав из золота и серебра) и бронзы, они изобиловали в костюме знати. Прежде всего, это золотые тисненые бляшки-пластинки с изображением растительных и животных мотивов, сплошь нашиваемые на одежду, головной убор, обувь. Большую роль и в мужской, и в женской одежде играли дорогие украшения: шейные обручи, ожерелья, ручные и ножные браслеты, подвески, серьги.

Так, в кургане Куль-Оба на шее захороненного мужчины обнаружен массивный золотой обруч, скрученный в виде жгута из шести толстых золотых проволок, концы которого украшены скульптурными фигурами всадников. На руках и ногах были надеты золотые браслеты тончайшей ювелирной работы. На женщине были две пары золотых подвесок-медальонов с изображением головы богини Афины, ожерелье, тяжелая золотая гривна (литое шейное украшение) массой 473 г, широкие ножные браслеты из золота.

К лучшим образцам скифоантичного ювелирного искусства относится также золотое нагрудное украшение — пектораль массой 1150 г, найденное в 1971 г. в кургане Толстая могила.

РАСКОПКИ ПАЗЫРЫКСКИХ КУРГАНОВ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО ДРЕВНИХ АЛТАЙЦЕВ

Культуре причерноморских скифов близка культура древних алтайцев, относящаяся к V — IV вв. до н. э.

В высокогорной долине Пазырык советскими археологами в течение 20 лет (1929—1949 гг.) раскопаны пять каменных курганов. В одном из них был найден деревянный сруб, обитый войлочными коврами ярких расцветок с изображением людей и коней.

В срубе находился выдолбленный из ствола лиственницы саркофаг, в котором помещалось тело вождя и его жены. Благодаря вечной мерзлоте прекрасно сохранились не только изделия из кости, дерева и металла, но и одежда из войлока и кожи, отделанная мехом соболя, белки, горностая. Меха как основной промысел алтайских племен, занимавшихся охотой на пушного зверя, широко использовались для изготовления одежды и других бытовых предметов. Здесь была найдена женская одежда (накидка) из беличьего меха волосом внутрь. Внешняя ее сторона богато украшена аппликациями из кожи в «зверином» скифском стиле. Особенно искусно сделаны золоченые бараньи головки. По борту накидка оторочена мехом соболя и выдры, по низу — мехом молодого жеребенка.

На мужчине был надет кафтан из тонкого белого войлока с длинными узкими рукавами и капюшоном, рубашка из льняного полотна, войлочные чулки.

Здесь же были найдены бусы из стекла и сердолика, бронзовое зеркало в футляре из кожи и меха леопарда.

Большой интерес представляет женская обувь — сапожки с богато украшенными подошвами: по краю подошва расшита красной шерстью, затем рядом мелкого черного бисера, в центре расположены кристаллы пирита золотистого цвета и 84 камня одинакового размера с просверленными отверстиями. Украшенная таким образом обувь указывает на обычай сидеть с поджатыми ногами на кошмах или низких подушках так, чтобы хорошо были видны подошвы.

Вещи Пазырыкских курганов характеризуют «звериный» стиль скифского искусства. Украшения, узор татуировки, покрывающей тело одного из вождей, повторяют стилизованное изображение горного барана, тигра, лося, сцены бурных схваток фантастических животных. Выразительность достигается подчеркиванием своеобразных особенностей фигур животных и присущих им движений.

>Источник: Каминская Н. М. «История костюма»

 

Читать далее