Классификация одежды 

На чем костюм держится?

Человеческое тело самой природой разделено на участки, формы которых подсказывают те или иные размещения покровов. Подобно несущим опорам в архитектуре, тело имеет три аналогичных устройства: голову, плечи и выступы бедер, на которых крепились изначальные формы одежды и крепятся и по сей день их усовершенствованные «потомки». Они и составляют три опорных конструктивных пояса — ГОЛОВНОЙ, ПЛЕЧЕВОЙ и БЕДРЕННЫЙ и соответственно обозначают и тип одежды — ГОЛОВНУЮ, ПЛЕЧЕВУЮ и БЕДРЕННУЮ.

В течение многих веков человек познавал самого себя и постепенно находил возможности и места крепления покровов на своем теле.

Так, чисто практическая необходимость поиска ЗАЩИТЫ от уколов, ударов и ушибов привела к возможности построения промежуточных форм, система крепления которых строится на охватывающем принципе, который сформировал ГРУДНОЙ ПОЯС и пояс КОНЕЧНОСТЕЙ.

Таким образом, на четырех участках тела — голове, плечах, груди и тазовом поясе — природой определены места крепления, тогда как значение и виды одеяний, формирующихся на этих местах, и количество перестановок внутри каждого вида неисчислимо разнообразны.

Статуя Августа из Прима Порта. Около 20 г.до н.э.

Необходимо отметить, что появление одежды предусматривает определенный комплекс изобретений и открытий: навык обработки шкур, выделку ровдуги, замши, жил для сшивания, работу с ножом, дратвой и шилом и т.д. В области плетения и ткачества подразумевается освоение растительных волокон и их обработка, прядение, создание полотна и обработка ткани, включая крашение. В условиях примитивной техники и длительности процессов сошедшее с примитивного ткацкого стана полотнище становится незыблемой мерой и эталоном КУСКА— единицы отсчета для сотворения формы. Такая система сохранилась до сих пор в Японии, где ткань, правда сделанная машинным способом, продается куском, в который уже заложена система расчета создания КИМОНО. Куски холста в деревнях до XX века ткались мерой на рубаху, сарафан, наматрасник и т.д.

На всем земном шаре, где пользовались такой одеждой, мерой считался КУСОК ткани, а за единицу отсчета брали ширину полотнища.

Тысячелетняя практика создала так называемую школу обращения с куском ткани, которая, по сути, и есть ШКОЛА ИСКУССТВА КОСТЮМА.

Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»

Читать далее