Костюм XVIII века 

Мужской костюм второй половины XVIII века

Мужской костюм также претерпевает целый ряд изменений и в конце века окончательно упрощается в цвете и форме, раз и навсегда уступая первенство украшения женской моде. Но в период Регентства и расцвета рококо изящество, богатство и женственность его находятся еще в своем апогее.

Кафтан плавно облегает тонкий стан, хотя полностью и не застегивается (рис. 139). В полы кафтана вставляется проволока или сильно проклеенная ткань (рис. 140), что дает право кавалеру дю Кап Веру (главное действующее лицо одноименной пьесы Вольтера) на примерке, обращаясь к портному, воскликнуть: «…сделайте мне полы так, чтобы, когда я вхожу в карету, они стояли, как панье у дам… » Широко распахнутые полы открывали камзол весту, который по форме был копией кафтана, но из легкой ткани на спине и летом без рукавов. Он мог быть и из однородной с кафтаном ткани, но чаще из узорной парчи, бархата, репса и атласа.

Рукава кафтана делали узкими и довольно короткими, с высокими отогнутыми манжетами, с богатыми украшениями или даже из узорной другой ткани. Из-под манжет высовывалась богатая кружевная оборка (рис. 141). В расстегнутом на груди камзоле виднелось жабо, также отделанное дорогим кружевом. Штаны-кюлот (рис. 142) носили заправленными в высокие чулки или чаще застегивали под коленом. Ноги, обтянутые шелковым чулком, погружались в туфли с пряжками, на среднем каблуке (см. рис. 141).

Форма мужской одежды принимает общепринятую для всех классов конфигурацию. Сложность кроя, драгоценные отделки, богатство тканей делают эту общепринятость относительной.

Мужские парики и головные уборы 18 века

В XVIII веке резко изменилась форма мужских париков. Военные, которым мешали длинные кудри парика, начали их завязывать сзади лентой и укладывать в шелковый мешочек. Парик принял маленькие размеры, делая мужскую голову похожей на женскую, что при изяществе и тонкости талии давало возможность сравнить мужчину с «порхающей бабочкой». У парика могли быть букли с боков и над лбом. Из бережного отношения к парику и из чувства предосторожности треуголку чаще всего носили под мышкой. Треуголки появились уже в конце царствования Людовика XIV, который в этот период изрек, что он не любит больших шляп, модных при его отце. Поэтому поля шляп еще в начале XVIII века уменьшили и скромно загнули вверх.

Треуголки были различной величины — большие, средние и совсем маленькие, они очень хорошо выглядели на белых пудреных волосах с косичкой. Солдаты армии Суворова были все в париках, что особенно рьяно выдерживалось при императоре Павле. Сам Суворов не носил парика. «Пудра не порох, коса не тесак, а я не немец, а природный русак»,— говорил он. Но мода оставалась модой, и редкий дворянин в России на торжественных выходах мог появиться без парика.

Дома мужчины ходили в халате и в домашних маленьких шапочках (под париком голову стригли). К халату-неглиже надевался в тон камзол. Это и составляло домашний костюм, в котором можно было принять посетителя.

С 1750 года известное упрощение коснулось и мужской одежды: исчезли торчащие полы кафтана, удлинились и сузились рукава, уменьшились размеры манжет, баски камзола, изменился весь объем мужского костюма. Строгость сказалась и на рисунках тканей: прихотливо изогнутые линии рисунков постепенно вышли из моды, их заменил мелкий растительный орнамент, расположенный вертикальной полосой (рис. 143).

С 1782 по 1794 год наметилось резкое различие между придворным французским костюмом и городским. При дворе уважение к традициям и стремление поднять престиж его не позволяли целиком следовать английской моде. Начиная с 1783 года несколько укороченный жилет (всегда белый) и украшения (аппликация или вышивка цветочного характера) подчеркивали изысканность костюма.

Английский костюм 18 века

В Англии, где верховая езда являлась обязательным времяпрепровождением аристократии, еще с XVII века полы кафтана для удобства начали пристегивать назад. В продолжение всего XVIII века этот прием настолько укоренился, что к концу века сформировалась новая одежда — фрак (см. рис. 133). Фраку предшествовали военные камзолы, у которых полы заворачивали цветной подкладкой вверх. Характерно, что, родившись из охотничьего кафтана с двумя рядами пуговиц, фрак в первозданном своем виде был двубортным, сильно прилегающим к телу, открытым спереди и с отворотами.

Так как фрак носили застегнутым, то естественно, что камзол-веста, превратившийся к этому времени в жилет, стал невидим. Следствием этого было экспериментирование портных, вырезавших перед фрака таким образом, что выглядывавший из него жилет при общей строгости всего костюма один мог бы обнаруживать вкус и изобретательность владельца. Отвороты фрака служили предметом соревнования фантазии портных, их контуры и размеры менялись с неподдающейся учету быстротой. Даже жилет получил отвороты, количество и цвет которых зависели от средств щеголя и фантазии портного.

Деловые англичане подарили миру прообраз современного пальто-редингот (рис. 144). Это сильно приталенный кафтан, с длинными полами и одним-двумя высокими воротниками, которые можно было поднимать в ненастную погоду, скрывая свое лицо по самый нос. Для полного комфорта редингот опоясывали ремнем на пряжке. Характерно, что в конце века верхние вещи стали подшивать волосом на месте шва по талии и носили их с высоким воротником и такими узкими рукавами, что приходилось делать разрез у запястья.

Высокие сапоги с цветными отворотами и кисточкой, длинные штаны для верховой езды были приняты как городская одежда. Шляпы круглые и с углами — тремя или двумя — надевали на маленькую и низкую прическу — парик или прическу с длинными волосами до ушей (рис. 145).

Ткани и краски

Ткани выбирались с мелким рисунком растительного и геометрического характера. Фантазия особенно изощрялась в рисунках для жилетов, остававшихся единственным украшением в скромном и простом мужском костюме. Жилеты шили из бархата с мелким рельефным рисунком с металлической ниткой, из бархата полосатого с атласом и самых разнообразных оттенков.

В мужской одежде большее значение стали придавать покрою, цвету, технической форме исполнения и аксессуарам, которые в это время еще звучали как остатки блестящего костюма XVIII века. В костюмах этого времени играют «Школу злословия» Шеридана.

Цветные и полосатые чулки плотно облегали икры ног, выступающих из не менее плотно сидящих штанов — кюлот. Туфли с пряжками, а для балов — с розетками из лент или даже кружев завершали костюм. К концу века появились вязаные шелковые и шерстяные вещи: жилеты, шарфы.

Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»

Читать далее