Монетное дело 

Монеты Арабского халифата на землях Киевской Руси


В 651 году при наступлении арабских войск, был убит правитель Ирана Яздгард III (632—651 гг.). Войско было разбито, и Иран захватили арабы.

После завоевания Ирана арабские правители на протяжении длительного времени чеканили подражание сасанидских драхмам времен Хосрова II. Вплоть до монетной реформы халифа Абдалмалика  (прибл. в 700 г.), вопреки канонам ислама, на них вмещали портретные изображения и только впоследствии начали изготовлять монеты только с надписями религиозного содержания (чаще всего — суры из Корана). При этом, по образцу сасанидских драхм, на арабских дирхемах вмещались имена правителей, дата и место чеканки.

В VIII ст. в Восточной Европе, появилось большое количество арабских куфическихдирхемов (дырхемов, дирхамов). Название этих монет происходит от арабизованного названия предыдущей денежной единицы — драхмы, а эпитет “куфический” — от типа арабского письма “куфи”, которое возникло в иракском городе аль-Куфа в конце VII ст. и широко использовалось при выполнении монетных легенд. Изначально масса монеты составляла около 3,9 г высокопробного серебра, а стоимость равнялась 1/10 золотого динара. Согласно канонам ислама, на них вмещались лишь надписи. Монетные легенды содержали высказывания из Корана, датирование (за мусульманским летоисчислением), а также место чеканки. Несколько позже на дирхемах появились имена правителей — халифов и их наместников. Этим полностоимостным монетам были свойственны все функции денег. Благодаря значительным масштабам чеканки ивысокому качеству, дирхемы быстро распространились на всей территории Арабского халифата — от Индии и Бактрии на востоке к Испании и югу Франции на западе, а также далеко вне его границ. Большой ареалиспользования, длительность периода чеканки обусловили большое количество видов дирхемов, что отличались формой, внешним оформлением, массой и пробой металла. Их чеканка началась в 90-х годах VII ст.  (прибл. 696—697 гг.), и уже вскоре они появились на восточнославянском денежном рынке.

О тесных торговых связях восточнославянских земель со странами арабского Востока свидетельствует хроника раннесредневековых арабских путешественников. Да, ибн Хордадбех в “Книге путей и государств” (890-ые годы) вспоминал, что купцы из Руси привозили в Византию и столицу Хазарского каганату г. Итиль большое количество меха бобра и черно-бурой лисы, а также мечи. Нередко они направлялись к берегам Каспийского моря и дальше вплоть до Багдада. Другой автор, ибн Хаукаль (970-ые годы), описал торговые кварталы славянских купцов в г. Палермо на о. Сицилия, жители которых имели особенные права. В 943 г. князь Игорьсовершил поход на Каспий и взял в осаду г. Бердаа (в настоящее время г. Барда в Азербайджане). Пленные жители этого города заплатили русинам 200 тыс. дирхемов выкупа.

Немало сведений о торговой деятельности содержатся в дневнике секретаря посольства багдадского халифа к Булгарии Волги Ахмада ибн Фадлана: в 922 году в г. Булгар он стал свидетелем использования русскими купцами арабских золотых динаров и серебряных дирхемов. Этот автор также рассказал, что славянские женщины носили ожерелья из монет, которые служили своеобразным показателем зажиточности их мужчин: если славянин был владельцем десяти тысяч дирхемов, он даровал своей женщине ожерелье с одним рядом монет; если же он имел 20 тыс. дирхемов, то его женщина носила ожерелье с двумя рядами монет. С последующим ростом зажиточности мужчины количество рядов монет в ожерелье его жены росли.

Арабский халифат. Дирхем. Серебро. Аль-Валид (705— 714рр.)

Арабский халифат. Дирхем. Серебро. Аль-Валид (705— 714рр.)

В “Книге драгоценных ожерелий” ибн Руста (в около 923 г.) идет речь о русских, которые продавали в Булгари большое количество меха соболя, белки и других зверей, получая за это немало чеканных монет. Он описал также церемонию захоронения умершего русского купца, в могилу которого, кроме одежды, еды, вина и оружия клали золотые украшения и серебряные дирхемы.

Широко используемые населением Киевской Руси куфическиедирхемы в значительной мере повлияли на формирование русскойденежно-монетной и весовой системы. Дирхемы и их фрагменты стали первыми денежными единицами — ногатами, кунами, резанами, векшами, которые неоднократно вспоминались на страницах древнерусских летописей.

Схемы периодизации обращения арабских монет

Существует несколько схем периодизации обращения арабских монет на землях Киевской Руси. Наиболее аргументированную из них, составленную на основании изучения топографии монетных находок и анализа их содержимого, проработал В. Янин. Он выделил четыре периода распространения и обращения куфическихдирхемов: 1) конец VIII ст. — 833 р.; 2) в 833 г. —початок X в..; 3) начало X ст. — 938 р.; 4) 939 р.— конец X ст. В первый период основное количество арабских монет поступали на Русь из территории Хазарского каганата. Главной ячейкой торговли между обоими государствами был город Итиль — именно оттуда купеческие караваны вдоль Сиверского Донца направлялись на Чернигово-Сиверщину, а впоследствии на Киевщину и другие русские земли. Часть арабского монетного импорта попадала на русские земли торговым путем Волги через Булгарию и бассейн г. Оки. В этот период основное количество монет составляли дирхемы, отчеканенные преимущественно в североафриканских и, меньшей мерой — азиатских монетарнях во времена господства представителей династий Омайядив (702—750 гг.) и Аббасидив (750—813 гг.). Характерным признаком сокровищ, какие вышли из обращения до 833 г., есть наличие у них незначительного количества сасанидских драхм. Один из монетных комплексов этой эпохи, который состоял из свыше 200 дирхемов, был обнаружен в 1848 г. неподалеку с. Нижняя Сыворотка на Сумщине.

На протяжении второго периода наблюдается уменьшение количества куфическихдирхемов на землях Руси. Среди монет преобладают эмиссии эпохи Аббасидив, отчеканенныена территории азиатских владений халифата. Характерной особенностью монетных комплексов, которые сформировались до конца 860-х годов, является отсутствие у них фрагментов монет. Это подтверждают данные топографии монетных находок. Если предыдущий период представлен 16 сокровищами и одиночными находками, обнаруженными в разных регионах Украины, то период 833—900 гг. — лишь четырьмя.

В третьем периоде количество завезенного арабского монетного серебра опять растет. Свидетельство этого — 17 монетных находок, среди которых 8 сокровищ. Большинство из них сосредоточено около наибольших политических центров Русской земли — Киева и Чернигова, а также в регионах, которые граничили с Хазарским каганатом, — посредником в торговле с Арабским халифатом. Доминирующими в составе общей монетной массы становятся эмиссии представителей династии Саманидов — среднеазиатских эмиров, которые были вассалами аббасидських халифов. В сокровищах присутствуют также дирхемы, выпущенные представителями других эмирских родов — Тахиридив, Идрисидив, Аглабидов и др.

В четвертом периоде обращение дирхемов достигает апогея. В дальнейшем преобладают саманидские эмиссии и другие эмирские выпуски, а количество омайядських и аббасидських монет уменьшается. Существенно расширяется ареал их использования. Арабские монеты появляются на Подоле, а также на Галицких и волынских землях. Отдельные из обнаруженных здесь сокровищ насчитывали по нескольку тысяч экземпляров — как целых монет, так и их фрагментов. Примером может служить сокровище с. Иосифовна, что неподалеку Олеска на Львовщине, в состав которого входили дирхемы, отчеканенные в разных частях обширных арабских владений — от Пиренейского полуострова на западе до Средной Азии на востоке. Изучение топографии монетных находок дает основания утверждать об изменении направлений основных торговых путей, которые соединяли страны арабского Востока с Киевской Русью и государствами Центральной и Западной Европы. Одним из факторов, который стал катализатором этого процесса, был поход великого князя киевского Святослава Игоровича против хазаров (около 965 г.), в результате которого их столица, г. Итиль, была уничтожена, а сам каганат перестал существовать. Это событие дестабилизировало развитие торговли в данном регионе. Купцы отдавали преимущество более спокойным путям, которые пролегали вдоль Днепра, Южного Буга и Днестра. Учитывая это, не случайно обнаружено несколько сокровищ арабских дирхемов в околицах древнего Галича. Вместе с тем ряд политических и экономических факторов повлекли постепенное сокращение арабского монетного импорта на русские земли. Первые признаки этого процесса наблюдаются уже в 60-х годах X ст. Причины уменьшения, а в дальнейшем и прекращения поступления на европейский денежный рынок куфическихдирхемов до сих пор окончательно не выяснены. Вероятно, определяющим стал так называемый “кризис серебра”, что началась в странах арабского Востока в X ст. и привела к сокращению масштабов монетной чеканки и ухудшения качества дирхемов, которые из-за этого в дальнейшем не могли служить средствами международного денежного оборота. Особенно усилились эти процессы в начале XI ст. Дестабилизацию монетного хозяйства углубляли также внутренние конфликты в разных частях Арабского халифата, следствием которых стал его распад. Во вновь созданных государствах наблюдался экономический взлет. Высокого уровня развития достигли ремесла и торговля. Все это способствовало быстрому распространению золотой монеты, экспорт которой на восточнославянские земли, где привыкли к полностоимостной серебряной монете, был экономически невыгодным. Незначительные же потребности в золотой монете, как и раньше, в полном объеме удовлетворялись импортом традиционных византийских номиналов. Именно поэтому в составе монетных находок, обнаруженных на русских землях, случаются лишь одиночные арабские золотые динары. Самый молодой из них датируется 1033—1034 гг.

Статья написана по материалам книги Романа Шуста «Нумізматика. Історія грошового обігу та монетної справи в Україні». Киев, 2007 г.

Читать далее