Костюм XVIII века 

Кружева, украшения, вышивка

Французские кружева

Кружева были очень популярными как в женских, так и в мужских нарядах XVIII века. Они производились во Франции, Италии и Бельгии.

Существовало несколько способов изготовления кружев – вышивание (шитое кружево) и плетение (плетеное кружево). Кружева часто носили названия той местности, где производились, и были самых разных видов – от простых недорогих вышивок по хлопчатобумажной ткани до сложных многослойных плетений. Кружевами украшали подолы платьев, головные уборы, делались декоративные кружевные переднички, которые были особенно популярными среди модниц.

Украшения мужской одежды

Мужская одежда XVIII века отличается пышностью и обилием украшений. Самую лучшую и изысканную вышивку можно встретить именно на мужских элементах одежды – аби и весткоутах. Вышивка делалась полихромной и сложной. При этом использовались шелковые, золотые и серебряные нити, искусственные драгоценности и блестки.

Шились костюмы «a la disposition» – покупатель сначала выбирал понравившуюся ему ткань с уже готовой вышивкой, из которой ему потом изготавливали костюм по индивидуальной мерке.

Обязательными элементами украшения наряда мужчины считались также пышные жабо и кружева на манжетах. Обильно использовались декоративные пуговицы, изготовленные из металла, фарфора, стекла, или же обитые тканью.

Портные и галантерейщики

Костюмы, как женщин, так и мужчин XVIII века, отличались пышностью, сложностью и богатством украшений. И интересно то, что традиционно наряды изготавливали мужчины. Даже такие женские элементы одежды, как корсеты и панье, шили портные-мужчины.

Женщины XVIII века носили также огромные пышные прически с множеством украшений и безделушек. Это способствовало развитию галантереи и во второй половине XVIII века существенно возросла роль «marchands des modes» – «торговцев модным товаром». Портные и парикмахеры разрабатывали дизайн нарядов и причесок, а галантерейщики прилагали все усилия чтобы реализовать их идеи.

Статья подготовлена по материалам книги: Фукай Акико, Суо Тамами “История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото”, 2003

Читать далее