Театральный костюм 

Костюм артиста как исторический адресат

Костюм — это биография, характер, национальные признаки, черты времени. «Талии были обтянуты и имели самые крепкие и приятные для глаз формы (нужно заметить, что вообще все дамы города N. были несколько полны, но шнуровались так искусно и имели такое приятное обращение, что толщины никак нельзя было приметить).

Все было у них продумано и предусмотрено с необыкновенною осмотрительностью: шея, плечи были открыты именно настолько, насколько нужно и никак не дальше; каждая обнажила свои владения до тех пор, пока чувствовала по собственному убеждению, что они способны погубить человека; остальное все было припрятано с необыкновенным вкусом: или какой-нибудь легонький галстучек из ленты, или шарф легче пирожного… эфирно обнимал шею, или выпущены были из-за плеч, из-под платья маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем «скромностей»… Словом, кажется, как будто на всем было написано: нет, это не губерния, это столица, это сам Париж!» Кто не знает этого описания бала у губернатора в «Мертвых душах» Гоголя?

Для художника, изучающего 20—30-е годы девятнадцатого столетия, не найдется более тонкой и тщательной характеристики «дамского провинциального общества». «Талии были обтянуты и имели самые крепкие и приятные для глаз формы…» Здесь и безделие, и обжорство с утра до ночи, и сидение в затхлых маленьких комнатах, скука и однообразие, глубокая и наивная вера в силу корсета. «Ленточные банты и цветочные букеты порхали там и там по платьям в самом картинном беспорядке» согласно моде тех времен. В бальных туалетах было много украшений, но в хаотическом беспорядке порхавших там и там бантов и букетов звучит ядовитая насмешка над чрезмерным провинциальным усердием в моде: «как бы не отстать».

Костюм артиста как часть искусства декорации

Чем меньше сцена загружена декорацией, тем больше сценического пространства отдано актеру. Скупость декораций компенсируется тщательным художественным решением костюма — красотой формы и цвета. Ведь костюм — это не только образное решение роли, это еще и художественная форма, замысел и осуществление которой зависит целиком от степени талантливости художника и портного. Представление, происходящее на сцене, являет собой живописную картину, которая постоянно меняется. Одно из могущественных средств организации сцены — картины — цвет.

Гармония, согласованность в цветовом решении костюмов и декорации составляют основу истинно художественного решения спектакля — зрелища.

«…Костюмы, по убеждению Головина, необходимо подчинять общей цветовой гамме, они должны создавать музыку цвета…»[Головин. Сборник. Л.—М.: Искусство, 1960, с. 256].

На мягком живописном сером фоне декорации Головина к опере Моцарта «Дон Жуан» красным язычком пламени горит плащ Дон Жуана. И как бы велика ни была сцена, плащ его делается центром внимания зрителя и участником необыкновенно красивого живописного зрелища: гармонии серого и красного. Остановите представление, и сцена превратится в живую картину.

Чем тоньше работа над цветовым сочетанием групп костюмов, тем выразительнее картина сцены.

Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»

Читать далее