Костюм эпохи Возрождения 

Французский костюм эпохи Возрождения

Костюм Франции XV — XVI вв. испытывал влияние, с одной стороны, итальянского, с другой — испанского костюма. В XV в. при дворе короля Франциска I работают Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини и другие итальянские художники. Французская готика отступает под влиянием итальянских художественных вкусов. Но неудачные войны Италии с Испанией и возрастающее влияние последней в Европе также оказывают свое действие на французскую культуру. На французской почве оба влияния давали интересные национальные формы в костюме.

Французский мужской костюм состоял из белой полотняной рубашки, пурпуана из шелка, бархата или парчи, отделанного вышив — кой, разрезами, пряжками, пуговицами, чулок, шоссов и верхней свободной и короткой одежды (рис. 79). Этот костюм был подчеркнуто декоративен, многокрасочен, сочетал различные фактуру и цвет тканей. Преобладающей была высветленная цветовая гамма: голубые, зеленые, белые, розовые тона. Обилие вышивки и многочисленные ювелирные украшения сочетались с общей художественной композицией костюма.

На основе испанских вариантов во французском мужском костюме возникают сложные и многообразные формы покроя, но испанские формы звучат здесь более мягко, непринужденно, элегантно.

Такое же развитие характерно для французского женского костюма. Однако французское понимание женской красоты резко отличалось и от итальянского, и от испанского. Пышность полнотелых итальянок, худощавость и чопорность испанок одинаково не удовлетворяли изысканный вкус француженок. И, используя жесткую форму каркасного костюма пирамидального силуэта, они создают свои пропорции и цветовое решение. В стихах французского поэта XVI в. описывается юная парижанка в голубом корсете, зашнурованном желтой тесьмой, с зелеными манжетами на рукавах. Под ним белая рубашка, а сверху платье из парчи, широкое и распашное спереди, пояс с кисточками, чепчик, черные туфли. Это описание свидетельствует о пристрастии француженок к ярким цветам и резким сочетаниям.

Узкий и жесткий лиф французского котт имеет остроугольную удлиненную форму .спереди, глубокое декольте, часто украшенное веерообразным жестким кружевным воротником, и широкую экстравагантную юбку на каркасе (рис. 80). Сверху надевается роб — верхнее платье из парчи, распашное спереди, также прилегающего силуэта. Рукав верхнего платья — короткий пышный буф, из-под него— буфированный рукав нижнего котт. Итальянским заимствованием являются полумаски, которые становятся условием приличия у знатных дам.

Головные уборы и прически утрачивают простоту итальянских, строгость испанских, становятся более высокими, сложными и изысканными.

>Источник: Каминская Н. М. «История костюма»

 

Читать далее