Костюм XX века 

Европейский костюм начала XX века

ДАЛЬНЕЙШАЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КОСТЮМА ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Наиболее характерными чертами, определившими развитие европейского костюма в начале XX в., были мощный технический подъем, повсеместное господство промышленного массового производства, новые условия и новый образ жизни (развитие транспорта, использование женского труда на производстве), влияние спорта и войны 1914—1918 гг. Мода все больше становится предметом купли-продажи, изменения ее происходят все чаще. Эти факторы определили появление нового эстетического идеала, использование тканей с новыми пластическими свойствами, цветовой гаммой и орнаментацией, поиски рациональной конструкции одежды и многообразие ее покроев и, наконец, практические функциональные формы, особенно в женской одежде. Начало демократизации одежды обусловило также и то, что мода, подчиняя своим требованиям промышленное производство товаров массового производства, становится доступной не только избранной верхушке, но и широким слоям населения.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КОСТЮМА. ТКАНИ. ЦВЕТОВАЯ ГАММА

Расцвет стиля модерн в женском костюме

В начале XX в. стиль модерн, утвердившийся в женском костюме еще в XIX в., продолжает оказывать свое возросшее влияние на силуэт, использование тканей, декоративное решение костюма. Наиболее интересен силуэт в профиль, который создается с помощью корсета 8-образной формы. По сравнению с силуэтом 90-х годов XIX в. он изменяется незначительно: линии груди и талии спереди понижаются, в этой части лифа появляется небольшой напуск. Талия сзади несколько завышена и прямо от нее начинается мягкий валик турнюра. Линия низа неширокой, мягко ниспадающей фалдами юбки доходит до щиколоток.

Изогнутые линии S-образного силуэта подчеркиваются асимметричным расположением отделки, драпировками на лифе и юбке (рис. 131). Декоративное решение костюма осуществляется за счет сопоставления фактур мате-риалов (бархата, атласа, шифона, дорогого меха) изысканных цветовых сочетаний (синего с зеленым, желтого с зеленым, серого с розовым), широкого применения кружев и вышивки крупного рисунка, выполненной шел ком, бисером, драгоценными камнями. Крой юбок — в основном клеш.

Костюм дополняют шляпы огромных размеров (рис. 131, 132), украшенные цветами, бантами перьями, а также пышные прически. На костюм этого периода значительное влияние оказали гастроли в Париже русской балетной труппы Дягилева, поразившей французов нетолько высокой артистической игрой, но и изумительной декоративностью костюмов художника Бакста, использующих половецкие, восточные и античные мотивы. Благодаря увеличивающемуся количеству драпировок силуэт приобретает более мягкие и ровные очертания, исчезает изогнутость, придаваемая ему корсетами. Линии груди и талии становятся более объемными, подчеркиваются ровными, мягкими контурами. В 1913 г. знаменитый французский художник-модельер Поль Пуаре создает коллекцию моделей, в которой женские изделия освобождаются от корсета, но юбки настолько узки, что в них трудно двигаться (рис. 133).

Для создания нового силуэта особенно удачным оказывается использование покроя с цельнокроеным рукавом кимоно, который вытесняет в вечернем костюме обычный втачной рукав. Для костюмов применяются эластичные дорогие, хорошо драпирующиеся ткани, насыщенная гамма цветов (алых, синих, зеленых, лимонно-желтых), отделка дорогим мехом. Однако уже с начала века модному французскому течению в костюме все более противопоставляется деловой, практичный и удобный английский женский костюм. Его влияние чувствуется прежде всего в ассортименте одежды: появляются блузки и юбки, жакеты и юбки. Общая модная линия силуэта проявляется очень умеренно, без вычурности и резких изгибов. В цветовой гамме преобладают серые, коричневые, черные тона, а также мелкая бело- черная клетка (рис. 134).

Упрощение форм женского костюма в 1915-1918 гг.

В течение всего XIX в. в общественных кругах передовых европейских стран идет борьба за реформу женского, а затем и мужского костюма. В 70 —80-х гг. XIX в. в Англии возникает общество «Эстетическое движение», которое выдвигает целый ряд конкретных требований по реформе костюма: создание плечевых, не облегающих фигуру и не стесняющих движения изделий, упразднение корсетов и каркасных юбок, укорочение длины юбок. Эти требования становятся особенно актуальными в начале XX в., когда идеи равноправия женщин воплощаются в жизнь, все более широким становится использование женского труда и участие женщин в общественно полезной деятельности.

Именно в этих новых условиях стало необходимым осуществление ряда требований реформы костюма и прежде всего упразднение корсетов и укорочение длины юбки. Уже в первые военные годы длина женских платьев доходила до щиколотки, а затем до середины икры. Благодаря покрою клеш юбки падают ровными мягкими трубками — фалдами, лиф характеризуется мягкостью и умеренным объемом (рис. 135).

Появляются новые удобные и практичные виды женской одежды: широкие и свободные пальто, жакеты, деловые костюмы разнообразных форм, рабочая и производственная одежда. Обувь также разнообразна по назначению: ботинки на шнуровке и пуговицах, закрытые и открытые туфли на невысоком плотном каблуке для повседневного ношения и на более тонком высоком и изогнутом — в нарядном ассортименте (рис. 136).

Новый эстетический идеал и резкое изменение моды в женском костюме послевоенного периода

В напряженной обстановке первой мировой войны общественная значимость женщин резко возрастает. Наряду с мужчинами, а нередко вместо них, они занимаются разнообразным трудом, как умственным, так и физическим. Такое равноправие, подтвердившееся не в декларациях, а в реальной жизни, вызвало новые эстетические идеалы. Сближение общественных и трудовых функций, занятие спортом создают основу для сближения определенных черт облика мужчины и женщины.

Новый тип женской красоты — женщина-мальчик, тонкая, длинноногая, плоскогрудая, с узкими бедрами, без подчеркнутой талии, с мальчишеской стрижкой. Это уже не беззащитное, слабое существо, опекаемое мужчиной. В ее облике решительность, приспособленность к условиям труда и быта. Однако есть в нем и особая женственность: -красивая, глад-кая кожа, ярко накрашенные губы, тонко под-веденные глаза и брови. В костюме, воссоздающем этот новый идеал женской красоты, осуществляется еще одно требование реформаторов: создание плечевых не облегающих фигуру и не стесняющих движения изделий. Основным и единственным силуэтом одежды этого периода становится прямое платье-рубашка, по ширине облегающее бедра, длиной до середины коленей. Талия в платье не подчеркивается, пояс носят на линии бедер.

Ассортимент одежды очень разнообразен: в него входят платья, юбки и блузки, костюмы, жакеты, пальто (рис. 137).

Большое место в ассортименте тканей занимали ткани из искусственного волокна, шелковый и шерстяной трикотаж. В цветовой гамме преобладали светлые серые, бежевые тона как в одежде, так и в обуви, сумках. В нарядном костюме с 1925 г. незаменимым считается маленькое черное платье с длинной нитью искусственного жемчуга, предложенное знаменитой французской художницей Шанель. Искусственный жемчуг и другие фальшивые драгоценности в новом костюме успешно заменяют настоящие. Собственно, украшения перестают быть драгоценностями, а становятся необходимым элементом композиции костюма.

Мужской костюм

Мужской костюм начала XX в. развивается под влиянием массового развития спорта и военной одежды. Это находит отражение в новых видах ассортимента: появляются всевозможные куртки и брюки гольф, в повседневный бытовой костюм входят толстые шерстяные носки, применявшиеся для езды на велосипеде и мотоцикле. Под влиянием военной одежды появляются закрытый пиджак типа френча с поясом и накладными карманами, краги, брюки галифе, мягкий плащ покроя реглан, пальто тренчкот на съемной теплой подкладке. Все эти виды одежды обогащают стандартизованный, унифицированный гардероб мужчины, развивая его функциональность и практичность.

РАЗВИТИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

Развитие конструирования одежды в течение предшествующих столетий проходило путем создания примитивных выкроек и дальнейшей подгонки изделия на фигуре. Создание плотно- облегающих силуэтов решалось за счет сложной конструкции, большого количества разрезных линий часто изогнутой конфигурации. Разнообразие декоративно-конструктивных линий осуществлялось в рамках одного покроя с втачным рукавом.

В XIX в., особенно во второй его половине, появляется многообразие покроев: втачной, реглан, цельнокроеный. Кроме того, индивидуальное изготовление одежды начинает вытесняться массовым. Эти причины обусловили необходимость научной теории кроя. И лишь в конце XIX — начале XX в. появляются первые расчетно-мерочные и пропорционально- мерочные системы конструирования, основанные на определенной зависимости между измерениями человеческой фигуры. Появляются также первые учебники портновского ремесла. Одну из первых таких книг— «Портной. Российский художественный альбом учебник шитья дамского и мужского платья» — написал петербургский закройщик А. И. Катун. За отличную систему обучения эта книга была удостоена большой золотой медали на всемирной выставке 1905 г. в Бельгии, а автор дипломом на звание действительного члена Штутгартской академии.

Функциональные практичные формы костюма начала XX в. (после первой мировой войны) характеризуют большая простота и ясность конструкции, отсутствие ломаных контурных линий кроя, частое совмещение декоративных и конструктивных швов, учет пластических свойств ткани. Простота общей формы костюма обогащалась новыми конструктивными решениями рукавов цельнокроеного и реглан,многообразием покроев воротника — высокого стояче-отложного, шалью. Конструктивное решение костюма преобладает над декоративным и, естественно, бытовавший долгое время повышенный интерес к отделке рюшами, бейками, бисером, цветами отступает. Однако проблемы общего художественного оформления одежды становятся более сложными. Среди них создание художественного ансамбля в костюме, выявление пластической и декоративной роли тканей, поиски новых цветовых решений приглушенных и ахроматических тонов, создание спортивной и профессиональной одежды.

Проблема ансамбля в одежде становилась особенно актуальной потому, что деловой образ жизни обогатил гардероб, особенно женский, большим количеством верхней одежды, головных уборов различного назначения, дополнений (сумок, портфелей), а укорочение длины юбки сделало видимыми чулки и обувь. Все эти части костюма необходимо было согласовать по цвету, фактуре, форме. Модельеры начала века решали ансамбль в основном за счет цвета. В связи с уходом из одежды каркасной основы, которая до сих пор играла основную роль в создании формы, увеличивается значение ткани. Ее декоративные и пластические свойства определяют теперь форму костюма, и интерес к ней художников значительно возрастает. Ввиду тех же изменившихся условий и образа жизни яркие цветовые решения в одежде начинают уступать приглушенным тонам, серому, бежевому, белому, черному цветам. На их фоне особенно ярко сверкают блестящие поддельные украшения.

Уже в XIX в. возрастает разнообразие ассортимента одежды по назначению. В XX в., когда человек в течение одного и того же дня или недели меняет род своих занятий (работа, спорт, отдых, развлечения), создание одежды различного назначения становится одной из важнейших проблем моделирования. К началу XX в. относится создание повседневной и спортивной одежды, а затем профессиональной.

В XX в. значительно усложняется художественное проектирование костюма в связи с его укороченной длиной. Если до этого времени основное композиционное решение костюма определялось соотношением линий плеч, груди, талии, бедер, то теперь для модельера очень важной проблемой моды становится линия низа изделия. Соотношение открытой части ног и всей фигуры в значительной мере определяет модный и эстетичный облик, создаваемый костюмом.

>Источник: Каминская Н. М. «История костюма»

 

Читать далее