Костюм XVIII века 

Элементы женского туалета

Женский костюм включал в себя несколько элементов. Для формирования силуэта фигуры женщины носили корсеты (хотя они так и не назывались в XVIII веке, тогда их называли «cоrps» или же «corpsabaleine») и панье. Сверху надевалась нижняя юбка, платье и корсаж (или же стомак).

В эпоху рококо корсеты имели низкий вырез, что делало грудь практически открытой. Основной задачей корсета было приподнять бюст, чтобы он красиво смотрелся под кружевами корсажа платья. В корсеты вшивались полоски китового уса, чтобы они были жесткими и хорошо держали фигуру. Интересно заметить, что изготовлением корсетов занимались портные-мужчины, так как эта работа требовала недюжинной силы.

Панье использовались для создания округлой формы юбки. Сначала панье напоминали по форме колокол, но когда в моду вошли широкие платья, выступающие по бокам, то панье изменились и разделились на две половинки – правую и левую. Эта деталь туалета была громоздкой и непрактичной, часто становилась темой карикатур, но женщины очень любили ее и при дворе панье были обязательным элементом женского наряда.

Корсаж (стомак) был треугольной формы, суживающийся книзу и одевался под узкие полочки лифа. Он прикрывал грудь и опускался вниз до талии. Иногда к стомаку пришивали с внутренней стороны небольшой карманчик. Чтобы корсаж не топорщился и не сбирался в складки, его обильно обшивали кружевами, вышивкой, рядами бантиков из лент (которые называли echelle–лестница) или драгоценными камнями. Каждый раз, одеваясь, женщине приходилось прикреплять стомак к платью (часто он держался на булавках), на что уходило немало времени. Позже появились мягкие корсажи без косточек, которые женщины одевали или под корсет, или даже без него и носили в качестве одежды для помещения с жакетом и юбкой.

Одним из важнейших элементов туалета светской дамы эпохи рококо была прическа. Гигантские куафюры, парики и невероятные украшения для волос были гордостью модниц. Лица женщин казались миниатюрными в обрамлении столь пышных причесок. Прическа являлась настоящим архитектурным сооружением, которое проектировалось и исполнялось куаффером («coiffeur») – специально приглашенным и обученным парикмахером. Прически были настолько большими, что на них свободно прикреплялись украшения в виде маленьких карет, домиков, корабликов, водопадов, птиц, корзин с фруктами и множества других невероятных вещиц. Благодаря этому увлечению украшать прически и одежду все большего веса начали набирать галантерейщики.

Статья подготовлена по материалам книги: Фукай Акико, Суо Тамами “История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото”, 2003

Читать далее