Словарь одежды 

Cловарь одежды. Буква В

ВЕНЕЦ — торжественный головной убор.

ВЕРТУТАДЭН — юбка из полотна на тугой металлической прокладке. При Карле IX во Франции это название получил толстый валик, поддеваемый под юбку и прижатый к талии.

ВЕСТА — мужская одежда, надевалась на кафтан и была точной его копией, но из легкой ткани на спине (и летом без рукавов). Чаще всего шился из парчи, бархата, репса или атласа, в редких случаях из однородной с кафтаном ткани.

ВИТШУРА — пальто на меху.

ВОЛАНЫ — гладкие зубчики, собранные в складку и сборку.

ВАКЕРО (исп.) – в 16 в в Испании закрытый лиф женского платья на жестком каркасе, сложными рукавами или без рукавов.

ВАМПУМ – бусы из раковин у индейцев Северной Америки, употребляются как залог, как меновая единица, а также в религиозных обрядах. Комбинации цветных раковин использовались в качестве предметного письма Аксессуар современной молодежной моды.

ВАМС (нем.) – в 16 в в Германии мужская одежда, подобная пурпуэнуВамс спереди был сильно открыт и позволял видеть заложенный в мелкую складку ворот рубашки. Был частью костюма ландскнехтов.

ВАТИН – вязаное полотно с односторонним или двусторонним начесом, выработанное с применением мягких толстых нитей, слой волокон, соединенных между собой определенным способом, например, трикотажно-прошивным. Используется для утепления одежды.

“ВАФЛИ” – ткань, заложенная вручную в виде вафель. Используется для отделки белья, блузок платьев и т.п.

ВЕЕР – слово произошло от глагола “веять” – дуть обдавать потоком воздуха Родина веера – Восток где вместе с опахалом и зонтиком он был одним из атрибутов царского достоинства. В Японии в давние времена веер служил символом военной власти и употреблялся генералами при командовании (на таком веере было изображено серебряное восходящее солнце). Бронза слоновая кость сандаловое дерево, перламутр черепаха, серебро и золото служили материалом для японских вееров. Но самыми ценными считались веера из белой пеньковой бумаги с живописью.

В Европе во всеобщее употребление веера входят в 16 в. В Испании делают вентароппу, в Италии – веера круглой формы и веера, украшенные перьями, – они входят в моду во Франции благодаря Екатерине Медичи вообще в италии изготавливались веера различной формы в виде древесного листа, украшенного цветами, складные, современной формы. В Англии королева Елизавета (1558-1603) установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок – веер, поэтому она была названа “покровительницей вееров”. В эпоху Людовика XIV (1638-1715) веера во Франции достигли необыкновенного совершенства. Благодаря влиянию маркизы де Помпадур веера расписывают великолепные живописцы, такие как Ватто, Буше и др. С революционными событиями цветы, амуры и пастушки, изображенные на веерах, уступают свое место портретам политических деятелей (Мирабо Марат и др.) и изображениям текущих событий. Веера изготавливают в этот период из грубой материи. В период Директории в моду входят веера-лилипуты небольших размеров, мода на них держится довольно долго. Во второй половине 19 в. веер сохраняется преимущественно только в бальных залах, а к началу 20 в. исчезает совсем. Последний гвоздь в крышку футляра для веера забил немецкий журнал “Нет ничего вреднее для здоровья, чем овевание разгоряченного тела приводящее к головным болям, жару и смертельному исходу”. Дамы решили сохранять свое здоровье – и веер практически, исчез.

ВЕЛЛИНГТОНЫ (англ.) – высокие кожаные сапоги для верховой езды, спереди прикрывают колено (такие сапоги носил герцог Веллингтон. 1769-1852), резиновые сапоги с голенищем ниже колена, сапожки чуть выше щиколотки, надеваются под брюки.

ВЕЛЬВЕТ (англ.) – прочная хлопчатобумажная ткань с густым, стойким к истиранию ворсом на лицевой стороне. Используется для шитья мужских курток, для декоративных целей и пр.

Вельвет – корд – имеет широкие (около 5 мм) рубчики и высокий ворс Вельвет-рубчик – имеет узкие (2-3 мм) рубчики и низкий ворс.

Вельвет фасонный – имеет рисунок, состоящий из комбинаций

гладкой и ворсованной поверхности.

ВЕЛЬВЕТОН (англ.) – плотная тяжелая хлопчатобумажная ткань с густым приподнятым начесанным ворсом на лицевой стороне Используется для изготовления спортивных костюмов и т.п.

ВЕЛЮР (фр.) – кожа хромового дубления со снятым лицевым слоем, по внешнему виду напоминает замшу, но грубее ее и имеет более низкий ворс, что позволяет ее использовать в обувной промышленности и в кожаной галантерее, ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким коротким ворсом, – идет на изготовление мужских и женских пальто и т.п.

Велюр-бархат – мягкий бархат с ворсом из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка

Драп-велюр – чистошерстяная тонкосуконная ткань с густым, коротко

подстриженным начесанным ворсом на лицевой стороне.

ВЕНЕЦ – в 10-13 вв. головной убор русской девушки, обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Иногда украшался, как кокошник, поднизями и ряснами.

ВЕНТАРОЛЛА (исп.) – испанский веер 16 в., изготавливался из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага, ручку делали из слоновой кости или редкого металла Принадлежность туалета невесты.

ВЕРЖЕТ (фр.) – мужская прическа, появившаяся во Франции в середине 18 в. Волосы надо лбом были высоко взбиты.

ВЕРТЮГАЛЬ (фр.) – в 16 в. в Испании юбка на каркасе из металла или тростника, доходящая до самого пола, так как испанкам, согласно этикету, нельзя было показывать ноги. Такая юбка носила название “хранитель добродетели”.

ВЕСТА (фр.) – во второй половине 17 вво Франции мужская распашная одежда с рукавами, которую надевали на рубашку под жюстокор, как и жюсто-кор, ее застегивали только до середины груди. В середине 18 в. весту стали делать без рукавов.

ВЕСТИДО (исп.) – в 16 в. женское платье с очень пышными рукавами и широкой юбкой, коротким тюником, из которого потом образовалась баска.

ВЕСТКОУТ (англ.)-в 17 в в Англии суконный кафтан, по покрою сходный с французским жюстокором, но его силуэт значительно проще, и боковые фалды в весткоуте не топорщатся, как в жюстокоре.

ВЕСТОН (фр ) – в 18 в укороченная веста без рукавов, со спинкой из полотна, полуприлегающей формы В первой половине 19 в -часть охотничьего костюма, к середине столетия становится каждодневной одеждой. С брюками и жилетом образует классическую “триаду”.

ВИЛЛАЙНЕ – традиционная женская наплечная накидка из шерстяной ткани в клетку у латышей.

ВИССОН – в старину драгоценная тонкая пряжа золотистого цвета.

ВИТТЛ (лат.) – лента, которой римлянки обвивали голову. Поддерживала прическу, являлась сословным признаком – особы легкого поведения носить ее не могли.

ВИШИ (фр.) – миткаль хлопчатобумажная парусина в клетку или в полоску, название двухцветного мелкого рисунка этой ткани. Используется для изготовления занавесок, скатертей, для шитья одежды в фольклорном стиле.

ВОЛАН (фр.) – неширокая оборка, которая используется для отделки платьев блузок, нижних юбок.

ВОЛЬТА – прозрачная, очень тонкая и легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с шелковистым блеском Идет, в основном, на шитье

легких летних женских платьев.

ВОРОТНИК – деталь одежды которая, в современном понимании этого слова, отсутствовала на одежде вплоть до средних веков. Лишь в 13 в. в вырезе для головы появилась узкая полоска ткани, которая с течением времени превратилась в воротник-стойку. Воротники костюмов, платьев, пальто и др. изделий могут быть самых разнообразных фасонов.

Воротник а-ля Мария Стюарт – кружевной воротник на проволочном каркасе. Назван в честь шотландской королевы Марии Стюарт(1542-1587).

Воротник а-ля Шиллер -отложной воротник мужских спортивных рубашек 20 в , напоминающий моду времен знаменитого немецкого поэта И Ф Шиллера (1759-1805).

Воротник английский – из двух полукружий, стоячий, на каркасе

Появился в 16 в., пришел на смену фрезе. Иногда использовался вместе с фрезой.

Воротник-гольф – высокий мягкий воротник на женских вязаных и сшитых из ткани платьях (то же, что и “свитерный воротник”).

Воротник и тонский – мужской отложной крахмальный воротник, широкий круглый отложной воротник на женском платье Назван по г Итону, где находится одна из девяти старейших престижных мужских средних школ Англии.

Воротник “отцеубийца”, или фатермордер (нем.) -высокий, туго накрахмаленный воротник с отогнутыми концами – неудобный и мучительный. Был популярен в 1804-1825 гг. , вернулся в мужскую моду в 1910-1913 гг.

Воротник “Питер Пэн” – плотно прилегающий к шее отложной воротник со скругленными концами Вошел в моду в Англии после выхода в свет книги Дж Барри (1904 г) и постановки одноименной пьесы.

Воротник “поло” – высокий, при необходимости отворачивающийся воротник, плотно прилегающий к шее, деталь одежды для игры в поло (игра в мяч верхом на лошади).

Воротник саксонский – женский воротник эпохи Реформации жесткий, плотно прилегающий к шее, отделанный золотом.

Воротник французский – округлый, стоячий, на каркасе Появился во Франции в 16 в. пришел на смену фрезе.

Воротник шалевый – имеет закругленную форму на спине и спереди сходит на нет к первой пуговице. Может бытьцельнокроенным вместе с полами или пришивным.

ВОШВА – название произошло от глагола “вшивать”. Так в допетровской Руси называли лоскут аксамита, бархата, тафты в виде четырехугольника, круга и пр., вышитый золотыми, серебряными, шелковыми нитями, украшенный дробницами унизанный жемчугом и драгоценными каменьями Принадлежность некоторых старинных русских одежд, например, летника, рукава которого украшались вошвами.

ВРАКИ (новогр.) – один из вариантов традиционного мужского костюма в Греции черные штаны с широким шагом до колен, и с узкими, обтягивающими ногу ниже колен штанинами, короткий черный жилет, шляпа с полями и головная повязка (См. также Фустанелла)

ВУАЛЬ (фр.) – легкая, полупрозрачная, очень тонкая ткань, хлопчатобумажная полотняного переплетения, вырабатывается из более толстой пряжи, чем вольта, но усиленной крутки, редкая сетка из тонкой хлопчатобумажной пряжи, нитей вискозного шелка или капрона. Ткань идет в основном на женские платья, сетчатая вуаль может служить отделкой для шляп и пр. Первоначально вуаль была непременной деталью костюма: паранджа чадра – на Ближнем Востоке, биссус – у египтян, в эпоху Римской империи это уже популярное украшение. С 4 в. белая вуаль – символ чистоты – обязательное украшение христианской невесты, черная – означает траур. 14-15 вв. – культ вуалей женщины прикрепляют их на эннвн, мужчины – на шляпы, их душат духами. То исчезая, то появляясь, пережив всплеск в конце 19 – начале 20 вв., когда было модно крепить их к краям шляпки, чтобы прикрыть лицо, они дожили до наших дней, сохранившись в некоторых странах как деталь одежды в нарядах женщин-мусульманок и как ткань в летних нарядах эмансипированных дам.

ВЫШИВАНИЕ – один из самых распространенных видов рукоделия техника украшения изделий различного вида стежками из цветных ниток и металлических нитей. Самая большая мода на вышивку была в период бидермейера. Ни до, ни после не изготавливалось столько салфеточек, вышитых картин, сумочек, подушечек и других “вещичек”, как в этот период.

ВЯЗАНИЕ – способ изготовления одежды, бывает ручное (на спицах или крючком) и машинное. Об истории вязания см. Чулки.

Источник:

Читать далее