Словарь одежды 

Cловарь одежды. Буква С

САЛОП — верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате или меху.

СМОКИНГ (от англ. smokingjacket — пиджак, в котором курят) — вечерняя мужская одежда, пиджак из черного сукна с открытой грудью и длинными, покрытыми шелком отворотами.

СОЛИТЕР — большая черная лента, прикрепленная к верхней части парика, которой обматывали шею. К ней пришивалась (как и к манжетам) оборка из тонкого кружева.

СОРОКА — старинный русский головной убор замужних женщин, вышитый чехол из холста, кумача или другой ткани, надевался поверх кички.

СПЕНСЕР — коротенькая жакетка, повторявшая размер лифа платья и утепленная мехом и подкладкой из бархата, шелка и шерсти, отделанная шнурами, пуговицами, бейками и тесьмой. См также пальто а ля Спенсер.

СТАМЕД — шерстяная ткань.

СТИБЛЕТЫ — см. ГАМАШИ, ГЕТРЫ.

СЮРКОТ — одежда из двух скрепленных на плечах полотнищ; верхнее платье без рукавов, отделанное шкурками горностая (королевская мантия).

СЮРТУК (от фр.) — надетый на все или поверх всего, вариант мужской верхней одежды.

САБО (фр.) – башмаки на деревянной подошве или выдолбленные из дерева; различным образом украшались (даже инкрустацией). В основном, сабо носили крестьяне; иногда они уничтожали урожаи хозяев – это называлось саботажем. Сразу после Французской революции (1789 – 1794 гг.) многие люди, сочувствующие новому режиму, оделись в сабо.

САГУМ (лат.) – четырехугольная, очень маленькая, украшенная вышивкой, шерстяная накидка, которой покрывали плечи галлы; короткий плащ римских воинов.

САЙО (исп.) – накладная одежда, плотно облегающая фигуру до талии с широкими в пройме рукавами, с баской до середины бедра, иногда с застежкой на спине. Была распространена в 17 в.

САЙОБАКВЕРО (исп.) – в 17 в. накладная мужская одежда с застежкой на спине.

САК (фр. < лат.) – дорожный мешок, матерчатая сумка; мешковатое дамское пальто прямого покроя, представляющее собой самый простой фасон, который легко приспосабливается к изменениям моды. Сак мог иметь застежку спереди, мог просто заходить одной полой на другую, он был однобортным и двубортным, его можно было носить с поясом. Как пальто классического покроя, сак не выходит из моды и сейчас.

САКВОЯЖ (фр.) – вид дорожной сумки с запором.

САЛОП (фр.) – верхняя женская одежда, обычно теплая, род круглого плаща.

САЛЬТАМ БАРКА (исп.) – в 17 в. мужская одежда, сходная по покрою с ропипьей, но имевшая более щегольской вид.

САНДАЛИИ (гр.) – первоначально обувь в виде деревянной, кожаной или пробковой подошвы, прикреплявшейся к ноге ремешками. Ременное крепление могло быть самым различным. Сандалии были известны еще в странах Древнего Востока. Фактура ремней, способы завязки, цвет менялись в зависимости от моды. В 6 в. до н.э. этруски уже вывозили сандалии из Тира (ныне ливанский г. Сур).

В Риме сандалии считались исключительно домашней обувью и появляться в них на улицах было запрещено. Иногда подошвы украшались орнаментами из гвоздей, например, в виде христианских символов, и рисунок отпечатывался на песчаном полу дома.

В настоящее время это, в основном, уличная обувь из натуральной или искусственной кожи с ремешками, без каблуков.

САНКЮЛОТЫ (фр., букв. “без коротких штанов”) – прозвище революционеров времен Великой французской революции (1789 – 1794 гг.); первоначально так насмешливо прозывали городских бедняков, не носивших коротких штанов из дорогой ткани (см. Кюлот).

САПОГИ – обувь с высокими голенищами; сапожки, полусапожки -обувь с укороченными голенищами (например, до щиколоток).

Сапоги ковбойские – сапоги в стиле “вестерн” с узорчатыми аппликациями и инкрустациями, с длинной бахромой.

Сапоги охотничьи, или жокейские – высокие, плотно облегающие ноги, на низком плоском каблуке.

Сапожки “чакка” (англ.) – обувь для верховой езды, до щиколоток, на шнурках, из замши.

САРАНДОЗ (тадж.) – традиционный женский головной убор в Кулябе – кисейный платок в виде широкого и длинного шарфа с вышитыми краями.

САРАФАН (перс.) – традиционное женское платье, обычно без рукавов, у народов северных и центральных областей Восточной Европы. Существовало множество разновидностей по покрою и тканям. Это же название употреблялось в старину для обозначения мужского длинного кафтана особого покроя.

В России, в значении мужской верхней одежды, упоминается в документах 14 в. В допетровскую эпоху сарафан употреблялся в боярской среде; у царя Михаила Федоровича были сарафаны “теплой”, “дороги яринной цвет” и др.

Как женская длинная одежда, сарафан был давно известен на Руси. С 19 в. его носили, в основном, крестьянки в северных и центральных областях, в Поволжье, в дореформенный период-также и горожанки.

Самый старый тип сарафана – глухой, слабо раскошенный, то есть это было безрукавное платье, надеваемое поверх рубашки. Потом появился сарафан со швом спереди, или на пуговицах сверху донизу; края и середина украшались позументом. На сильно раскошенном сарафане могли быть откидные рукава, В 19 в. был распространен прямой сарафан на лямках. Самый поздний тип сарафана – юбка с лифом – пользовался популярностью в ряде районов второй половины 19 – начала 20 вв.

В некоторых областях России до сих пор сохранились сарафаны старого типа.

САРЖА (фр.) – хлопчатобумажная, шелковая и штапельная ткань саржевого переплетения, с диагональным расположением полосок на лицевой стороне. Идет на шитье платьев, на подкладки и т.п.

САРИ (санскр.) – традиционная женская одежда у народов Южной Азии: полоса ткани от 5 до 9 м, обертываемая вокруг тела и переброшенная через плечо; иногда набрасывается также и на голову. Способы ношения различаются у разных кастовых и этнических групп.

САРОНГ (малайск.) – традиционная мужская и женская одежда у народов Юго-Восточной Азии: полоса ткани, обертываемая вокруг пояса или груди (у женщин), доходящая до щиколоток; юбка с запахивающимися полами, не имеющая соединительного шва, свободно драпируется вокруг бедер, длина не регламентируется.

САРТКЕЛИ – деталь традиционного женского костюма в Грузии; длинный матерчатый пояс, надевавшийся на платье (картули), причем концы его – лопасти – спускались почти до подола.

САТИН (фр.) – плотная тонкая хлопчатобумажная ткань сатинового или атласного переплетения, В 15 – 17 вв. в Московской Руси называлась “сатынь”. В настоящее время используется для изготовления подкладок, верха ватных одеял, женских, мужских и детских рубашек.

САУКЕЛЕ – традиционный головной убор невесты у казахов и каракалпаков; высокий колпак из красного сукна или бархата, богато украшенный подвесками, бусами, цепочками.

САФЬЯН (перс.) – тонкая мягкая, обычно ярко окрашенная кожа растительного дубления, главным образом из шкур коз и овец. Используется для изготовления обуви, галантерейных изделий, для обивки мебели, для книжных переплетов.

САШЕ (фр.) – ароматическая подушечка, наполненная твердыми душистыми веществами, которая кладется в белье, чтобы его надушить; матерчатая сумочка, конверт, украшенный вышивками, ленточками, для хранения носовых платков или других предметов дамского обихода.

САЯ – традиционная женская распашная одежда у болгар и македонцев.

СВИТА – традиционная мужская и женская верхняя распашная одежда у славян – из домотканого сукна, до колен. Позже – верхняя широкая длинная одежда вообще.

Первоначально, в 10-13 в., это была только верхняя одежда мужчин, надевалась через голову, прямая, расширенная книзу за счет клиньев, прикрывала колени; имела длинные узкие рукава, отделывалась петлицами. Носилась с широким поясом. Зимой подбивалась мехом.

СВИТЕР (англ.) – теплая фуфайка без застежек, с высоким воротом, надевающаяся через голову.

СЕКРЕТ (фр.) – в переводе с французского “тайная” – третья нижняя юбка, надеваемая под фрипон.

СЕРАПЕ – традиционная мужская плащ-накидка у индейцев Латинской Америки.

СЕРМЯГА (морд.) – домотканая шерсть грубой выделки в 10-13 вв.; теплая верхняя одежда без подкладки, на застежке, рукава длинные, прямые, воротник отложной или стойка. Сермяга шилась из домотканого сукна. Ее носили как мужчины, так и женщины в Литве до начала 20 в.

СЕРЬГИ – украшение для ушей. Подразделяются на два основных вида: с камнями и без камней. По форме бывают однорядные (с одним камнем) и с подвесками. По способу крепления к уху различают серьги на крючках, с простым замком, со сложным замком, на винтах и клипсах (прижимные). Все виды крепления, кроме винтов и клипсов, рассчитаны на проколотые уши. Украшение чрезвычайно распространенное, встречается у всех народов древности (греков, римлян, египтян, евреев, персов и др.). Серьгам приписывалась сила амулета, предохраняющего от болезней, и носили их не только женщины, дети, но и мужчины, воины. Бронзовые серьги были обнаружены во многих древних захоронениях. В могильниках Южной Германии найдены бронзовые и золотые серьги с украшениями, этрусского происхождения. В Греции, Италии, Крыму при раскопках были найдены золотые и серебряные серьги, украшенные подвесками из драгоценных камней и жемчуга, В Древней Греции такие подвески часто имели вид животных, например, змей, У греков и римлян серьги носили только женщины; серьга в ухе мужчины была обычно признаком рабства, В средневековой же Франции, например, при дворе Генриха III, серьги пользовались популярностью среди мужчин высшего сословия.

В придворном костюме средних веков серьги встречаются, хотя прижились они не столько в Западной Европе, сколько в Центральной и Юго-Восточной. Украшенные драгоценными камнями и филигранью, в форме полумесяца, серьги входили в облачение императрицы Гизелы.

Серьги были исключительно популярны в эпоху Возрождения, особенно на севере Италии, где для серег использовали драгоценные камни и большие жемчужины грушевидной формы. К началу 17 в. мода на серьги из Италии распространилась по всей Европе. Серьги вновь становятся привилегией женщин: вначале это грушевидные жемчужины, затем подвески, которые с одной стороны украшались драгоценными камнями, а с другой – эмалью.

Во времена барокко серьги непременно входили в состав драгоценных гарнитуров. При Людовике XIV, когда французские ювелиры стали играть ведущую роль в европейской моде, серьги делали не только из классических материалов; к ним добавились слоновая кость, дерево, черепаха и пр. Появились “жирандоли”- серьги в виде трех подвесок. По мере углубления декольте удлинялись подвески. В 18 в. особенно модными были каплеобразные длинные подвески, крепившиеся под ухом на ленте, В эпоху рококо появились серьги “бриолез” – в виде подвесок, находившихся в движении, что создавало необходимую тогда атмосферу игривости.

При классицизме получили распространение большие гладкие серьги, позже – серьги с камеями, а в эпоху бидермейер – серьги с подвесками из полихромного золота.

К настоящему времени отделка серег достигла высокого искусства. Серьги перестали быть исключительной привилегией женщин, особенно среди молодежи. Кроме того, в некоторых странах (Италии, Франции) и взрослые представители мужского пола ходят с одной серьгой – зачастую из суеверия или по привычке с юности.

Материалы для серег используются самые разнообразные, вплоть до того, что подвеской к серьге может служить мини-аквариум, делались шарообразные подвески со светлячками внутри или с каким-нибудь оригинальным паукообразным. Выпускались даже серьги с репеллентом от комаров.

СЕТКА ДЛЯ ВОЛОС – в средние века ее делали из золотых нитей и украшали вышивкой, в эпоху Возрождения на ней были украшения из жемчуга и драгоценных камней, В 20 в. сетку использовали для сохранения прически.

СИЛУЭТ (фр.) – в 17 в. во Франции мода, созданная в ответ на попытку контролера финансов маркиза де Силуэтта уменьшить государственные расходы: аристократические кюпоты делают без карманов, табакерки без украшений и т.п. Несмотря на такую “экономию”, моды действительно становятся проще.

СИМАРА (ит.) – в 15 в. мужская одежда сенаторов из фиолетового сукна, сходная с тогой, но с расширенными книзу рукавами. Ее носили при исполнении обязанностей, В особо торжественных случаях ее делали из парчовой ткани.

Симару различных цветов носили тогда и все итальянские женщины. Она напоминала плащ, в который женщины драпировались по своему вкусу, как в тогу. Симара состояла из трех кусков ткани; один, заложенный в складки, спускался по спине, два других – спереди. Бока симары не сшивались, и поэтому пояс можно было завязывать так, чтобы спинка была свободна. При ходьбе спинку красиво перебрасывали через руку.

К концу столетия симара становится одеждой типа распашного тюника. Во второй половине 16 в. симару стали делать распашной одеждой без рукавов, с застежкой, с узким, облегающим лифом и с обычно свободной спинкой, Застегивали ее, как правило, только на груди. Симара долго сохранялась в некоторых районах Италии.

СИНЕЛЬ, или СИНЕЛЬКА (фр.) – круглый бархатный шнурок или махровая нить, используется для вышивки и вязания.

СИРМА (лат.) – в Древнем Риме длинная одежда с неким подобием шлейфа, которую носили трагические актеры.

СИТЕЦ (нем.) – легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, полученная в результате отделки миткаля. Широко известны во всем мире так называемые ивановские ситцы с рисунком в мелкий цветочек на светлом или темном фоне. Ситец используется для шитья легких платьев, женских и детских, мужских рубашек и т.п.

СКАРАМАНГИЙ – длинное парадное одеяние византийских чиновников; особенно пышный скарамангий носил император.

СКАТЕНЬ – см. Жемчуг речной.

СЛЕЗНИК – специальный сосуд для хранения слез. Иранские торговцы утверждают, что он так же необходим женщине, как пудра, помада и пр. Еще в Древнем Риме патрицианки собирали свои слезы и хранили их в особых сосудах. Оттуда этот обычай попал в Византию, в Турцию. Слезниками пользовались в султанских гаремах, так как существовало поверье, что слезы в сочетании с розовой водой оказывают целебное действие. В средние века слезники попали в Персию: по степени их наполненности за время отсутствия мужа проверялась супружеская верность. В 20 в. слезники – сами сосуды, но не предрассудки, с ними связанные, – вновь вошли в моду.

СЛЕНДАНГ (малайск.) – традиционный мужской и женский большой наплечный платок у народов Индонезии.

СМАРАГД (гр.) – в старину изумруд, драгоценный камень ярко-зеленого цвета.

СМОКИНГ (англ.) – в переводе с английского – “одежда для курильщика”. В 17 в. курение было в моде, в Англии курили даже в церквях. В середине 18 в. в Европе стали курить табак в виде сигарет. Английский государственный деятель Дизраэли (1804-1881), бывший светским человеком и большим франтом, придумал экзотический туалет для курения: шелковый халат с длинным воротником-шалью, сделанным из блестящей ткани, на голову надевалась небольшая шапочка с кисточкой; как смокинг, так и шапочка должны были защищать одежду и прическу от скверного запаха табака.

Постепенно смокинг превратился в мужской вечерний элегантный костюм, у которого всегда делают шелковые отвороты. Вначале смокинг шили только черного цвета, затем появились темно-синие, темно-зеленые, коричнево-красные и белые смокинги, – неизменными остаются только блестящие отвороты.

СОВИК – традиционная верхняя оленья шуба у саамов севера России: глухого покроя, в виде рубахи, мехом наружу, с капюшоном (см. Кухлянка), нередкое пришивными рукавицами, надевается на малицу. Названа так потому, что куколь придает лицу совиный образ.

СОК (фр.) – в 12 в. женский плащ в виде мантии.

СОКК (фр.) – во второй половине 16 в. женская обувь на деревянных подставках цокколи, заимствованная из Италии.

СОКУЙ – традиционная верхняя мужская одежда у народов Севера: глухого покроя, с капюшоном, из сукна или меха.

СОЛАНА (ит.) – специальная шляпа с отверстием, созданная в Италии в Эпоху Возрождения: она скрывала лицо от солнца и одновременно способствовала обесцвечиванию волос, которые укладывались на поля этой шляпы. Это делалось потому, что важнейшим условием красоты в это время были белокурые волосы.

СОЛИТЕР (фр.) – крупный бриллиант, вправленный в ювелирное изделие отдельно, без других камней.

СОМБРЕРО (исп.) – широкополая соломенная шляпа у народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки. Уже в 17 в. подобная шляпа с полями была распространена в Испании.

СОМО, СОМОН (фр., букв. “лосось”) – розово-желтый цвет.

СОПРАВЕСТЕ (ит.) – в 15 в. длинная верхняя мужская одежда, сделанная из тяжелого сукна, падающего красивыми фалдами, с низко расположенным поясом. Рукава широкие, длинные, сужаются книзу. Низ, боковые швы, рукава отделаны каймой.

СОРКАНИ (фр.) – в 12 в. женская одежда со шнуровкой на груди, сделанной затем, чтобы можно было видеть прозрачную, вышитую шелком и золотом рубашку.

СОРОКА – старинный русский головной убор замужних женщин из кики (нижняя часть), позатыльника и верхней, украшенной части, собственно сороки. Делали из холста, кумача и др. Передняя вышитая часть – очелье, по бокам – крылья, сзади – хвост. Поверх сороки надевали платок. Вышла из употребления к началу 20 в.

СОРОЧКА

СОРОЧКА – мужская и женская рубаха; женское нижнее белье.

Сорочка ночная – появилась в период готики, до этого времени спали либо нагими, либо в той одежде, в которой ходили днем. Обычной ночной одеждой сорочка становится только в 19 в.

СОТТОВЕСТЕ (ит.) – в 15в. мужской узкий, облегающий фигуру жилет, с небольшим стоячим воротником.

СОЦЦИ – в Дреанем Риме низкие плоские ботинки, похожие на тапочки.

СПАДНИЦА (белор.), СПИДНИЦА (укр.) – традиционная женская запашная юбка.

СПОРРАН – деталь костюма шотландского горца: сумочка, обычно, из меха, укрепленная ремешками на поясе спереди.

СТЕКЛЯРУС – ломаные, рубленные из стеклянного прута пронизки, не скругленные.

СТЕКЛЯШКА – на Руси стеклышко, маленькая подвеска, граненое стекольце.

СТЕФАНА (гр.) – богато украшенный женский головной убор, напоминающий венец, в Древней Греции.

СТОЛА (лат.) – в Древнем Риме женская одежда типа хитона с рукавами или без них, с пришитой по подолу инститой; надевалась поверх туники.

СТРАЗ – искусственный драгоценный камень; стекло для имитации драгоценных камней, подцвеченное металлическими оксидами. Название происходит от фамилии изобретателя.

СТРАФИОН (гр.) – полоска материи, которой гречанки для большей стройности подвязывали грудь, нечто вроде корсета.

СТРУКА – род плаща у черногорцев: мужская и женская шерстяная накидка; в походах служила вместо постели.

СУДАРИУМ (лат.) – в Древнем Риме платок для вытирания пота, и прикрывания рта во избежание инфекции и при холодной погоде.

СУКМАН – название различных типов одежды у славянских народов: в основном, это верхняя мужская распашная одежда из домотканого сукна типа сермяги, но в Болгарии, например, так называют женский сарафан.

СУКНО – плотная, различной толщины, шерстяная или полушерстяная ткань.подвергаемая валянию, в результате которого она уплотняется. Идет на шитье зимний костюмов, пальто, форменной одежды и т.п.

СУЛЕТТ (фр.) – в 17 в. специальная кожаная пластинка, к которой крепились ремешки, удерживающие шпоры.

СУЛТАН (тур.) – украшение в виде перьев или конских волос на головных уборах (обычно военных) или на головах лошадей в торжественных церемониях. В качестве украшения для волос султаны были очень популярны в женской моде 18 в., отделывались жемчугом и драгоценными камнями.

СУПАТ – тип застежки, скрытой под планкой или клапаном.

СУТАЖ (фр.< венгр.) – вид тонкой тесьмы, служащей для отделки одежды, для макраме и пр. Выпускается различных цветов.

СУТУРЫ – у народов Севера: шаровары кожаные, меховые, тюленьи, или из выделанной рыбьей кожи.

СХЕНТИ (егип.- гр.) – набедренная повязка из неширокой полосы ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли поясом.

СЭ (фр.) – в 16 в. во Франции верхняя мужская одежда свободного покроя с большим воротником, иногда квадратным. Аналог немецкогошаубе.

СЮР – традиционная мужская одежда у венгров: расшитый плащ.

СЮРКО (фр.) – во второй половине 13 в. верхняя мужская и женская цель-нокроенная одежда, сильно расширенная книзу, имевшая несколько вариантов: с рукавами до запястья, с полудлинными рукавами, с откидными рукавами и совсем без них.

Наряду с сюрко, имеющими узкий лиф, существовала женская одежда из мягких тканей свободного покроя: широкая, собранная в сборки или заложенная в складки; она носилась с поясом, который подчеркивал талию, один конец его спускался спереди.

Сюрко имело разрез, скреплявшийся специальной брошью-аффиш. Рукава были узкие и застегивались на множество пуговиц или зашнуровывались. В 15 в. в Италии одежду, подобную сюрко, стали называть симарой.

СЮРТУК (фр.) – мужская верхняя одежда, появившаяся в 14 в. Претерпевая различные изменения, сюртук просуществовал до начала 20 в. В 14 в, это теплая мужская одежда на меху, прообраз мужского сюртука 19 в. В 17 в. это род жюстотора с застежкой донизу и костюм для охоты, ниже колен, прямого покроя, с разрезом на спинке и небольшим воротником, с застежкой спереди. В 18 в, это деловая одежда. В 90-е гг. 19 в. пиджак начинает вытеснять сюртук и окончательно побеждает в начале 20 в.

Источник:

Читать далее