Театральный костюм 

Что есть костюм?

ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КУСКА ткани — простейшее понятие определения ОБРАЗА в КОСТЮМЕ.

Для того чтобы уяснить феномен материализации отношений людей в обществе посредством КОСТЮМА, рассмотрим более подробно модификации простейшего из представителей одежды — куска ткани, одеваемого самым примитивным способом — накидным.

Создание образа на примере разных видов плащей

Стабильность или изменение формы и вида плаща определяются его назначением и принадлежностью. Целесообразная, подвижная идея куска ткани — плаща, не обремененная сложностью масштаба, просуществовала все периоды истории, начиная от накинутого на плечи куска, не имеющего названия, до современного пледа и платка. И античная хламида, и плащ средневековья и XIX века, и современный платок, как куски гладкой ткани и примитивной окраски, не имеют принципиально никаких различий (только в сырье и технологии ткачества). Но как только в изготовлении плаща будет применен хоть минимум эстетических усилий, как только эти усилия будут иметь определенный социальный заказ, так начнется удивительная история преображений. Вышитые золотом лавровые ветви сделают его собственностью триумфаторов Рима, пурпурная окраска придаст императорское достоинство, совершенство сырья ручного прядения и ткачества определит ему превосходную степень кашмирской шали, а украшение соответственным орнаментом выявит национальную принадлежность Индии. В высшую сферу искусства поднимется кусок ткани, осененный узором русских крепостных мастериц, и войдет в историю под названием «колокольцевых шалей». Машинная техника ткачества печати при содействии художников приобщит эти же простые куски к стилю, моде, социальным градациям общества, индивидуальным вкусам и привязанностям.

Изменяясь в размерах и декоративном обрамлении, используя драгоценные ткани и цвета, получив знаковую систему отличий, кусок последовательно превратился в рыцарский плащ, плащ герольда и королевскую мантию.

Идея превосходства выразится в уникальных размерах коронационной мантии. Грандиозная протяженность ткани в этом случае влияет на ощущение человека с точки зрения масштаба «распространения себя в пространстве». И этот же эффект подавляет зрителя, ощущающего свою ничтожность. Этот психологический фактор действует и по сей день, определяя состояние и поведение женщин в длинных вечерних туалетах и длинных юбках.

Ущербность «малогабаритной» женской одежды XX века восполняется шалями, платками, шарфами и палантинами, которые забирают на себя функцию покрова, помогают психологическому ощущению «распространения в пространстве». Драпировкой, фактурой и рисунком они усиливают впечатление от костюма, сообщая носителю ощущение надежного ограждения, а отсюда и чувство уверенности и спокойствия. В моде 1970— 1970-х годов действовали трикотажные боа (фирма «Риччи»). Обернутые несколько раз вокруг плеч и шеи, ниспадая вниз к коленям, развеваясь, они значительно увеличивали объем одежды. В 1978—1979-х годах в форме эстрадных туалетов преобладали накидки, пончо, пеплосы. Ткань, прикрепленная на плечах и запястьях, прикрывающая тело и руки, создавала для актера необычайные возможности движения в ней, гарантируя полную свободу и абсолютную уверенность в красоте любой позы, скрывая дефекты сложения, несовершенные ракурсы и повороты. Движения тела, рук и ног тушировались тканью, прочерчивая только их пространственную протяженность. Эта форма расковала актрис, придала им свободу, непринужденность исполнения и заметную пластическую грацию на сценическом пространстве.

Религиозно- мистическое значение покрывал

Кусок ткани может иметь и и религиозно- мистическое значение (например, женское и мужское покрывала у народов ислама).

Туареги — единственное племя берберов, у которых мужчина после возмужания обязан всегда и везде носить покрывало: черное у южан, белое — у северян. Называют они себя «люди покрывала» — «аль тигельмуст», закрывая лицо от кончика носа до конца подбородка. Объяснение находят в древнем обычае табутации рта (табу — запрет). Свадебное закрывание женщин-чужеродок объясняется защитой от колдовских сил, грозящих либо им самим со стороны окружающих, либо окружающим с их стороны. Особое значение придавалось укрытию волос и рта, восходящее к представлениям о волосах, рте, даже ноздрях и ушах, как о вместилище таинственных сил и наиболее вероятном их месте входа и выхода». (См. Першиц А.И. О происхождении туарегского мужского покрывала/Археология, история и этнография Средней Азии.М., 1968.)

Племя туарегов, оказавшись в долгой изо-ляции, сохранило до недавнего времени обычаи матриархата. Жених, попадая в семью невесты, существует в ней на положении чужеродца, что, согласно традиции, обязывает его к ношению покрывала. Традиция эта, соблюдаемая и по сей день, выступает как символ независимости племени и знак особого превосходства мужчин-туарегов и подчеркивает национальную принадлежность.

По мере развития искусства шитья плащи из обыкновенного куска превращались в определенное «сооружение» (сшивались из отдельных долек в виде пелерин, приобретали рукава и подкладку, подбивались мехом), и все же их первозданная форма продолжала жить, оставляя все модификации преходящей моде.

Франциско Гойя. Весна, или Цветочницы. 1786 г.

Как и все виды одежды, плащ получил сословное значение, сохраняя в основном утилитарную форму. При его изготовлении использовались дорогой материал, дорого-стоящие пряжки для крепления, мех на под-кладке, который своей ценой и качеством определял имущественный ценз, поднимаясь по восходящей линии (от крота, сурка и суслика к белке, соболю и горностаю).

С XVI века плащ выступил в новой ипостаси — придворного костюма и дворянских привилегий. Отягощенный декоративными излишествами, он выглядел скорее украшением, чем одеянием.

Как одухотворить кусок ткани?

Сухая информация о месте крепления (или способа обвивания) простейшего куска ткани не в состоянии выявить настоящего значение костюма. Костюм — это сложный многоплановый «организм».

Образ в костюме — это сфокусированные в каждом конкретном (и общем) случае идеи времени: мировоззрение общества в целом и его отдельных групп в частности. Эти идеи (косвенно, а порой и скрыто) целиком воплощаются в «бытие самого себя» — оболочку, как материализованный нервный центр, отвечающий на малейшие раздражения окружающей среды в ее духовной и материальной форме.

… Плащи! — Крылатые герои

Великосветских авантюр.

Плащ, щеголяющий дырою,

Плащ игрока и прощелыги,

Плащ-проходимец, плащ-Амур,

Плащ шаловливый, как руно,

Плащ, преклоняющий колено,

Плащ, уверяющий — темно!

Плащ Казаковы, плащ

Додэна Антуанетты домино…

Марина Цветаева

Менялось назначение куска ткани (плаща) от его примитивного существования в качестве единственного покрова —- защиты до изысканной (тоже схематично в одном куске) одежды уже в другом качестве — дополнительной одежды не столько утилитарного значения (хотя и это в данном случае всегда несомненно), а скорей компонента образа.

Как только КУСОК ТКАНИ попадает в какие-либо сложные обстоятельства с определенным местом действия — в античный Рим в период триумфального шествия, в Испанию времен «плаща и шпаги», в Шотландию XVIII в.— период оформления кланами своей национальной одежды, так его геометрические и технологические характеристики отступают за кулисы, и на авансцене появляется новое «ЛИЦО».

С первых же шагов использования, КУСОК ТКАНИ получает заряд «ОДУХОТВОРЕННОСТИ», определяющий его связь с потребителем, который в свою очередь отдает этому куску главную роль в степени своего преображения. Понятие «ОБРАЗ КОСТЮМА» может возникнуть только при взаимодействии одежды и человека.

Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»

Читать далее